Суббота, 07.13.2024, 2:25 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа РОста

Метод. портфолио
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РО в развитии

Всё о развивающем обучении

Особенности  системы "РО"

В системе развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) в отличие от традиционной ребенок потому и становится субъектом деятельности (прежде всего – учебной, хотя и не только ее), что:

  • не довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции, а под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос «откуда мы это знаем?» является вполне естественным для такого ребенка);
  • не сравнивает значительное число примеров с целью установления сходства, после чего получает требуемое словесное определение (чаще - в готовом виде от учителя), а «с места» выявляет искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа;
  • не путает учебные (в пределе - теоретические) и конкретно-практические задачи (например, задачу на произведение арифметического расчета и задачу на выведение правила этого расчета), а умеет выделить специфически учебную задачу из общего «потока» предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно-практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя в этом инициативность;
  • не растрачивает силы и время на бессистемные пробы, а с самого начала вырабатывает гибкую стратегию теоретический замысел решения;
  • не копирует образцы, задаваемые педагогом, а пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят ее недостаточно обоснованной);
  • не является заложником учительского контроля и отметки, а способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности;
  • не испытывает невротический страх перед ошибками, а рассматривает ошибки «лишний повод» для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках);
  • не отвечает на вопросы учителя «в порядке отчета», а инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем;
  • не смотрит на учение как на обременительную повинность, а радостно переживает труд самореализации в школьной жизни.

Отличия учебного сотрудничества от других форм учебного взаимодействия

  1. Предметное содержание структурировано так, чтобы ученик смог обнаружить свое незнание, свою неумелость;
  2. Учебное взаимодействие учащихся организовано для поиска недостающих знаний и умений у каждого конкретного ученика;
  3. Ученики представлены разные логики, позиции, точки зрения, их различие явно выражено для ребенка;
  4. Задачи, предложенные учителем, не дают возможности действовать репродуктивно, а побуждают к поиску новых способов действия;
  5. Вопросы на уроке задает ученик, обнаруживая границу своего незнания, а учитель отвечает на вопросы ученика;
  6. Ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания;
  7. Учитель вступает в сотрудничество с учащимися только по запросу о конкретной помощи в области обнаруженного им незнания;
  8. Предметом учебных отношений учителя и учащихся являются предметные знания и граница между знанием и незнанием;
  9. Взаимодействие учителя и ученика однопредметно, оно направлено на предмет их учебного сотрудничества;
  10. Действия учителя и ученика несимметричны – ребенок не имитирует действия взрослого;
  11. Сотрудничество предполагает познавательную инициативу ребенок, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных действий;
  12. Учителю необходимо удерживать ситуацию «открытого незнания», учить детей действовать в области открытого ими незнания, обучать их знанию о незнании.

Результаты учебного сотрудничества:

1) со сверстниками:

  • Формирование инициативности ученика в поиске необходимых для решения учебных задач знаний и способов действий

2) с учителем:

  • Развитие у школьников определяющей рефлексии как способности определять границы собственного знания и проявлять активность при обращении к учителю с вопросом о конкретной помощи, сформулированном на языке содержания обучения;

3) с самим собой:

  • Обеспечивает развитие ученика как субъекта учебной деятельности – человека, который умеет учиться, самостоятельно определять границу знания и незнания и обращаться к учителю с вопросом о совершенно определенной помощи.

Полезная информация

А.Б. Воронцов, канд. педагог. наук, г.Москва "Организация учебного процесса в начальной школе образовательной системы    Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова" ( методические рекомендации)

В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева "СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ" (http://vtk.interro.ru/book/4/240/1.htm)

Краткий толковый словарь учителя развивающего обучения​ (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Погода
Я - Учитель
Поиск
Архив записей