РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Одной из новых тенденций обучения является развивающее обучение.
Развивающее обучение заключается в ориентации учебного процесса на потенциал возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Обучение является ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Ярче и полнее раскрыть способности ребенка позволяет работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Под зоной ближайшего развития ребенка понимается та область действий и задач, которые ребенок пока не может выполнить самостоятельно, но это по его силам, и он сможет с этим справиться при четком руководстве преподавателя. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослого, завтра уже будет относиться к внутреннему достоянию ребенка, будет его новой способностью, умением, знанием. Таким образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения и многие другие.
В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы решения, новых способов действия.
В отличие от традиционного метода обучения, в развивающем обучении на первом месте выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. Следовательно, уже в процессе обучения обучающийся поднимается на новую ступень развития как интеллектуального, так и личностного.
Роль преподавателя заключается в организации учебной деятельности, которая направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется посредством вовлечения учащегося в различные виды деятельности.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, преподаватель направляет педагогическое воздействие, которое основывается на учете ближайшей зоны развития ребенка, на возникновение и совершенствование знаний, умений и навыков.
Центральным звеном развивающего обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, которая основана на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик усваивает конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
«Давыдовские чтения»
Всероссийский конкурс исследовательских и научно-методических работ
31 августа 2015 года исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося отечественного психолога Василия Васильевича Давыдова (1930-1998), одного из авторов теории содержательного обобщения и формирования учебной деятельности, известной педагогам как «теория Эльконина – Давыдова». Памяти этого замечательного ученого посвящаются Давыдовские чтения, которые проводятся совместно Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Федерацией психологов образования Российской Федерации. Мы приглашаем принять участие в Чтениях педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций, а также аспирантов, магистрантов, студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям педагогического и психолого-педагогического образования.
Учредитель конкурса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Волгоградский государственный социально-педагогический университет”.
Номинации конкурса
- «Эссе»;
- «Обобщение опыта».
Рекомендуемая тематика работ:
1. Теория содержательного обобщения как основание технологии учебной деятельности.
2. Современный урок в начальной школе с опорой на идеи развивающего обучения В.В. Давыдова.
3. Идеи развивающего обучения и современный урок в основной школе.
4. Совместная деятельность в обучении младших школьников.
5. Совместная деятельность в обучении подростков.
6. Подростковая школа в контексте идей В.В. Давыдова.
7. Региональный опыт внедрения теории учебной деятельности в практику образовательной организации.
8. Личность учителя в образовательной системе В.В. Давыдова.
9. В.В. Давыдов как лектор.
10. Учителя В.В. Давыдова, развитие их идей.
11. Ученики В.В Давыдова: развитие теории и практики учебной деятельности.
12. Личность В.В. Давыдова: ученый и организатор науки.
13. Личность В.В. Давыдова-педагога: опыт и установки.
14. В.В. Давыдов как редактор: опыт и напутствие пишущим.
Участники конкурса
К участию в Конкурсе допускаются граждане РФ
- обучающиеся по программам профессионального педагогического и психолого-педагогического образования (бакалавры, магистранты, аспиранты),
- учителя, педагоги-психологи, воспитатели, руководители образовательных организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Порядок проведения конкурса
- Участие в Конкурсе может быть индивидуальным, а также совместным (не более 2 участников в авторском коллективе).
- Количество работ, направляемых на конкурс от одного автора или руководителя, не ограничивается.
- Конкурс проводится в дистанционном формате на сайте “Мирознай”.
Сроки проведения конкурса
- прием работ - c 25 января 2016 г. по 18 марта 2016 г.
- оценка работ Экспертной комиссией, голосование пользователей - до 25 марта 2016 г.
- объявление итогов Конкурса, выдача наградных документов в электронном виде - до 31 марта 2016 г.
Наградные документы
- Дипломы победителей (I, II, III степени) для авторов, занявших призовые места.
- Дипломы победителей по версии пользователей сайта Мирознай.
- Сертификаты участников конкурса.
- Благодарственные письма научным руководителям конкурсантов.
Требования к конкурсным работам
Работы в номинации «Эссе» должны отвечать следующим требованиям:
- соответствие заявленной теме,
- обоснованность схемы анализа проблемы, основных положений и выводов,
- структурированность и логичность построения работы,
- выраженность авторской позиции,
- объем работы – 4-5 страниц.
Работы в номинации «Обобщение опыта» должны отвечать следующим требованиям:
- соответствие заявленной теме,
- место и время апробации опыта,
- структурированность и логичность построения работы,
- возможность применения результатов в новых условиях
- объем работы – 4-5 страниц.
Работа предоставляется на Конкурс в виде текстового файла (форматы: DOC, DOCX). Общий объем файлов не должен превышать 2 МБ.
По материалам сайта http://creation.miroznai.ru
Лаборатория информационных технологий, ВСПУ, г.Волгоград