Пятница, 05.03.2024, 5:01 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа РОста

Метод. портфолио
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа РОста

Деятельностный подход
03.10.2016, 1:59 PM

Деятельностный подход в обучении - основа реализации образовательных стандартов второго поколения

Нет сомнения в том, что новую ценностную систему России можно сформировать только в образовании.

Концепция образовательных стандартов второго поколения – это за последние 15-20 лет первый документ, касающийся содержания школьного образования. Данная концепция полностью сориентирована на воспитание и развитие личности ученика всех ступеней образования.

В данной концепции спроектированы «новые подходы» ко всем сферам образовательного процесса. Авторы попытались определить, что это за общество и что это за индивид получатся в результате осуществления всех заявленных целей, задач, способов их реализации в современной школе.

Отрадно отметить то, что авторы концепции стандарта поняли, что в структуре экономики постиндустриального общества преобладает сервисный сектор. В таком обществе в каждой ячейке производства доля интеллекта постоянно нарастает. Процитируем выдержку одной из центральных газет: «Телевизионная картинка современной металлургии – это уже не сталевар, ковыряющий грандиозной кочергой дырку в стене, а комната аптечной чистоты, заставленная компьютерами, серверами и телевизорами, с помощью которых человек управляет процессом плавки. Это экономика, где работают мозгами, а не руками».

В данной ситуации естественным видится сориентированность стандартов второго поколения на парадигму деятельностного подхода.

Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.

Стандарты второго поколения только теперь трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Школа должна создать условия для роста самосознания, творчества, самостоятельности каждого ученика. Только в этом случае будущий гражданин сможет делать выбор и «работать мозгами».

Система образования сегодняшнего дня должна готовить людей для жизни в гетерогенном обществе, для работы в условиях гетерогенной, т.е. множественной и постоянно меняющейся экономики. Для такой экономики нужна гибкая, гетерогенная образовательная система. А главная задача такой системы образования заключается отнюдь не в том, чтобы донести до ребенка знания. Именно этот тезис разработчики стандарта произносят особенно четко и жестко. Наши ученики – особый контингент в современной России. Они выдвигают свои требования к образованию, школе, государству. Они в целом владеют навигацией в Интернете, и этот факт нельзя не учитывать при создании новых образовательных содержательных программ.

Наш ученик – это человек формирующийся, личность, у которой возникают индивидуальные образовательные ценности, которые никак не соотносятся с требованиями традиционной системы образования. Это значит, что необходим переход от инструкционизма к конструкционизму: в системе образования должна создаваться среда, в которой человек сам конструирует свое знание.

Безусловно, чтобы человек мог существовать в такой среде, он должен все время учиться, и школа должна его научить учиться.

Пятьдесят лет назад от школы, от учителя этого никто не требовал, а сегодня приходится требовать. Потому что если ребенок не умеет учиться, он рискует, став взрослым, остаться без рабочего места. Потому что требования, которые предъявляют рабочие места к работникам, меняются с огромной скоростью. С такой же скоростью меняются знания. Школа уже не обладает монополией на передачу знаний.

То, что предложила нашему образованию развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова полвека назад, действительно востребовано в школе, в обществе, поскольку деятельностная основа позволяет на всех уровнях увидеть развитие личности каждого ученика, строит его жизнь в соответствии со способностями и индивидуальными запросами. Система РО, как показала жизнь, гарантирует успех в будущем, возможность в диалоговых отношениях выстроить траекторию личностного роста каждого человека. Эта система эффективна, она дала право выбора и ученикам, и учителям, и родителям, она создала реальные условия для сотрудничества и творчества.

Хочется остановиться на одной проблеме, которая возникает в силу создавшейся ситуации в связи с запуском апробации стандартов второго поколения. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, и не возникало проблем с подготовкой такого учителя – «урокодателя». Но сейчас задача усложняется: учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике. Тогда правомерно возникает вопрос: где взять такого учителя, который сможет научить учиться?

Речь в данном случае идет не только об учителе, но и о директоре, и о завуче школы. Ведь в новом обществе умение учиться – это свойство человека, которое превращается в ценностную установку.

И еще в школе должно формироваться такое важное свойство, как рефлексия, т.е. умение реагировать на изменения, адаптироваться и меняться в ответ на изменения. Рефлексия важна тем, что обеспечивает прогресс. Знаниевое общество не может существовать, если индивид не рефлексивен, т.е. рефлексивными должны быть все, и это свойство также становится ценностью.

Авторы концепции стандартов перечисляют основные свойства, которые являются ценностными установками. Значит, только в образовании можно сформировать новую ценностную систему России. На эту тему можно говорить, спорить, но главное – делать, изменять ситуацию в соответствии с запросами ребенка.

А учителю нужно понять, что такое новая образовательная система, что она не имеет никакого отношения к старой, потому что постиндустриальное общество ничего общего не имеет с обществом индустриальным. А затем нужно научить его новым формам работы с детьми, которая и предложена системой развивающего обучения.

В концепции стандарта есть понятие «ядро». Это серьезная заявка для школы второй половины XXI века. Это скачок в будущее, динамика должна быть постепенной.

В «ядре» описаны элементарные вещи – например, что ребенок должен владеть счетом, у него должна быть сформирована речевая культура, он должен владеть информационно-коммуникационными технологиями на уровне пользователя компьютера и Интернета. Необходимо понимание ребенком основ экономики, политики, принципов гражданского общества, и на этом, кстати, разработчики акцентировали свое внимание.

А все остальное содержание образования делится на два уровня: минимальный – одинаковый для всех, максимальный – индивидуально.

А профессионализм учителя сказывается в том, какими вырастут его ученики.

Где взять учителя-профессионала для школы постиндустриального общества, владеющего основами деятельностного подхода? Опыт работы в системе РО подсказывает ответ на данный вопрос. Одного желания мало. Нужны новые способы, технологии переподготовки учителя, повышения квалификации.

Только перестроившийся внутри учитель будет работать на совершенно ином профессиональном уровне, и только тогда он сможет учить детей учиться, только тогда он сам станет прайсмейкером, тьютором.

Не менее важно и собственно педагогическое мастерство: учитель должен понимать, что такое межпредметные связи, проектная деятельность, должен владеть современными образовательными технологиями, системно-деятельностным подходом.

Е.И. Матвеева,

кандидат педагогических наук,

автор учебников по литературному чтению и литературе

(по материалам сайта http://www.vita-press.ru/  )

Категория: Школа РОста | Добавил: tsiganovann
Просмотров: 478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Погода
Я - Учитель
Поиск
Архив записей