Авторы-разработчики: учителя начальных классов Валишина М.Р., Петухова Н.Н.
Урок окружающего мира
Тема раздела: «Способы изучения прошлого».
Тема урока: «Поход Ермака в Сибирь»
4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)
Пояснительная записка к уроку
Проект урока окружающего мира в 4 классе, разработан в технологии урока–диалога (по М.В. Каминской) с использованием учебника Е.В.Чудиновой, Е.Н. Букварёвой «Окружающий мир» по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
На уроке использовалось моделирование признаков исторического текста в рамках диалога продуктивного действия для разрешения образовательной ситуации.
Урок был разделён на 3 стадии детского поиска:
1 стадия - личная практическая проба.
На данной стадии обучающиеся изучали разные документы с целью знакомства с историей освоения Сибири Ермаком; высказывали гипотезы признаков исторических документов и самостоятельно определили вопрос урока.
2 стадия - сорганизованная проба учебного действия.
Ученики 4 класса в групповой работе выявляли признаки текста, по которым можно узнать о исторических событиях прошлого и построили модель для работы. Таким образом, они нашли теоретический ответ на вопрос урока. Продуктом данного этапа работы стала модель «Признаки исторического текста».
3 стадия - личная проба учебного действия.
Результирующее задание помогло детям оценить в оценочных листах умение грамотно составлять исторические тексты, используя модель как инструмент самоконтроля и самооценки (используя карту и другие документы). В зависимости от самооценки, ребята сделали выбор домашнего задания.
Тип урока: урок моделирования.
Тема урока в виде детского вопроса:
«Какие тексты рассказывают о реальных исторических событиях? Какова их структура?»
Цель урока: создать условия для выявления способа изучения прошлого через различные виды текстов (летопись, карта, «отписки»).
Итоговое рассуждение ребенка:
«Чтобы узнать ход реальных исторических событий надо изучить тексты. Если текст исторический, в нем есть указание на время событий, имена людей того времени, повествование о ходе событий, точка зрения очевидца».
Предметный результат: создание структуры исторического текста как одного из способов изучения прошлого; определение различий исторических описаний разных свидетелей и потомков.
Метапредметный результат: осуществление информационного поиска для решения задач работы с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (текст, карта и др.).
Личностный результат: осознание себя членом общества и государства, чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к её истории.
Содержание урока:
1.Мобилизующий момент
- Ребята, старшеклассники нашей школы делают проект по изучению истории Сибири и просят вас помочь им выбрать текст для включения его в книгу «О ранней истории Сибири. Поход Ермака в Сибирь».
- Как вы думаете, почему с этой просьбой они обратились именно к вам? (На уроках окружающего мира в 4 классе мы узнали много разных способов изучения прошлого).
- Какие способы мы знаем? (Изучение прошлого по находкам, рисункам, картам).
2. Этап личной практической пробы обучающихся (индивидуальная работа).
Ключевое задание:
-Прочитайте тексты и определите, какой текст может войти в книгу «О ранней истории Сибири» (приложение 1).
Обсуждение версий (учитель фиксирует на доске версии детей)
- Поделитесь результатами работы. (Дети читают и говорят о том, как выбирали текст.)
- Пришли мы к единому мнению? (Нет, у нас разные мнения.)
- Почему же мы не смогли выбрать один текст? Какой вопрос у вас возникает? (Какие тексты рассказывают о реальных исторических событиях?)
3. Этап сорганизованной пробы учебного действия (групповая работа).
- Что вам нужно выяснить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Нам нужны исторические тексты, чтобы увидеть их особенности.)
Поисковое задание:
- Ребята, предлагаю вам ознакомиться с историческими текстами, выявить их признаки, по которым можно узнать об исторических событиях прошлого и построить модель «Признаки исторического текста» (приложение 2).
- Как вы думаете, это задание необходимо выполнять в паре, группе или индивидуально?
После выполнения групповой работы учитель предлагает соотнести результаты работы групп (модель «Признаки исторического текста») и выявить признаки исторического текста:
- Как мы можем убедиться, что наша модель работает? (Проверить, как работает модель на текстах из первого задания).
- Какой текст подходит для включения в книгу «О ранней истории Сибири. Поход Ермака в Сибирь»? Докажите, применяя модель.
- Как можно ответить на вопрос урока? (Чтобы узнать ход реальных исторических событий надо изучить тексты. Если текст исторический, в нем есть указание на время событий, имена людей того времени, повествование о ходе событий, точка зрения очевидца).
3. Этап личной пробы учебного действия (индивидуальная работа)
Результирующее задание.
- Старшеклассники в своем проекте включают в книгу о Ермаке не только готовые тексты, но и составляют собственные исторические тексты и предлагают вам попробовать себя в роли авторов исторических текстов. Для работы есть карты, «отписки», летописи, рисунки и другие исторические документы.
Попробуйте составить свой текст о Ермаке для книги, используя материалы и модель «Признаки исторического текста».
4. Рефлексия (на индивидуальных карточках)
Оценочный лист
Высказывание
|
+/-
|
Я умею строить исторические тексты, учитывая признаки.
|
|
Мне необходима помощь для того, чтобы строить исторические тексты, учитывая признаки.
|
|
Я не умею строить исторические тексты.
|
|
5. Определение домашнего задания
В зависимости от самооценки обучающихся учитель предлагает выбрать домашнее задание (на выбор):
- составить исторические тексты, опираясь на модель и карту;
- найти исторические тексты о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем;
- прочитать тексты в учебнике стр. 79-86.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1.
Выбери текст, который можно поместить в эту книгу. Обоснуй свой выбор.
Текст 1.
После присоединения к России Поволжья взоры русского царя обратились на Сибирское ханство. Русские купцы вели выгодную торговлю с жителями Сибири, меняя на меха железо, соль, хлеб. Самыми крупными торговцами были купцы Строгановы.
В 1563 году ханским престолом в Сибири овладел Кучум, потомок Чингисхана. Он прекратил посылать ясак Москве и возобновил набеги на русские поселения в Предуралья.
В 1581 году на средства Строгановых для похода в Сибирь против Кучума был снаряжен отряд казаков. Его возглавил Ермак Тимофеевич. В упорном бою были разгромлены войска Кучума. Казаки вошли в Кашлык – столицу Сибирского ханства. Кучум бежал на юг собирать новое войско.(«История России с древнейших времен до конца хvi века» А.А.Данилов,Л.Г.Косулина)
Текст 2.
Самым легендарным героем из казачьих атаманов ХVI века, бесспорно, является Ермак Тимофеевич, покоривший Сибирь и положивший начало Сибирскому казачьему войску. Когда Ермак появился на свет, доподлинно неизвестно. Возникают вопросы и с происхождением его имени. Некоторые исследователи пытались расшифровать его как Ермолай, Ермишка. Фамилия тоже точно не установлена. В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. ...В одной из летописей приводится описание внешности Ермака - "лицом плоск" и "волосом черен"..
Ермак умел разбираться в людях, был военным гением. При сборе в поход, с целью покорения Сибири, Ермак показал себя хорошим организатором и предусмотрительным командиром. Ермак также не терпел распущенности, которая могла загубить самое лучшее войско. Сам он обладал большим военным опытом. Героем легендарного сказания по праву стал Ермак и его дружина. Сибирь жила и дышала легендами о бесстрашном Ермаке – рыцаре. Казаки были искусными, мужественными бойцами, привычными к дальним и трудным походам.( Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581-1582 гг.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание 2.
Прочитайте тексты. Найдите признаки исторических текстов и запишите их.
Текст 1.
Летом 1584 года собранные Кучумом сибирские князья осадили Кашлык. Отряд Ермака отбил нападение. Вскоре Ермак покинул город и отправился на юг. Не встретив, противник, уставшие казаки расположились в шатрах ,не выставив стражи. Войско Кучума ночью напало на казаков. Отряд Ермака потерпел поражение. Сам Ермак утонул в тяжелых царских доспехах, переплывая Иртыш.
В 1598 году Кучум был окончательно разгромлен и вскоре погиб.
На завоеванных землях русские землепроходцы стали строить остроги и города. В конце 16 века в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березово, Нарым и др. В след за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение этого края.(библиотека«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»)
Текст 2.
Из-за Урала из Сибирского ханства на русские поселения стали совершаться опустошительные набеги. В поход против хана Кучума отправился отряд волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Их было около 600 человек. Казаки двинулись на стругах вверх по реке Чусовой и Серебрянке.
С большим трудом преодолели по мелким рекам и волокам Уральские горы, там же на Урале и перезимовали. Потом спустились с Урала по рекам. Они разгромили основные силы Сибирского ханства и поздней осенью 1582 г. заняли его столицу город Кашлык (ныне г. Тобольск) («град Сибирь», как называли его русские).
(Н.И.Никитин «Окружающий мир .Е.В.Чудиновой,Е.Н.Букваревой.4кл. часть2»)
|