Пятница, 05.03.2024, 9:09 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа РОста

Метод. портфолио
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа РОста

Урок окружающего мира
[ Скачать с сервера (20.0 Kb) ] 03.10.2016, 1:11 PM

Авторы-разработчики: учителя начальных классов Валишина М.Р., Петухова Н.Н.

Урок окружающего мира

Тема раздела: «Способы изучения прошлого».

Тема урока: «Поход Ермака в Сибирь»

4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)

Пояснительная записка к уроку

Проект урока окружающего мира в 4 классе, разработан в технологии урока–диалога  (по М.В. Каминской) с использованием  учебника  Е.В.Чудиновой, Е.Н. Букварёвой «Окружающий мир» по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

 На уроке использовалось моделирование признаков исторического текста в рамках диалога продуктивного действия для  разрешения образовательной ситуации.

Урок был разделён на 3 стадии детского поиска:

1 стадия - личная  практическая проба.

На данной стадии обучающиеся изучали разные документы  с целью знакомства с историей освоения Сибири Ермаком; высказывали гипотезы признаков исторических документов и самостоятельно определили вопрос урока.

2 стадия - сорганизованная проба учебного действия.

Ученики 4 класса в групповой работе выявляли признаки текста,  по  которым можно узнать о исторических событиях прошлого и построили модель для работы. Таким образом, они нашли теоретический ответ на вопрос урока. Продуктом данного этапа работы стала модель «Признаки исторического текста».

3 стадия - личная  проба учебного действия.

Результирующее задание помогло детям оценить  в оценочных листах умение грамотно составлять исторические тексты, используя модель как инструмент самоконтроля и самооценки (используя карту и другие документы). В зависимости от самооценки, ребята сделали выбор домашнего задания.

 

Тип урока: урок моделирования.

Тема урока в виде детского вопроса:

«Какие тексты рассказывают о реальных исторических  событиях? Какова их структура?»

Цель урока: создать условия для выявления способа изучения прошлого через различные виды текстов (летопись, карта, «отписки»).

Итоговое рассуждение ребенка: 

«Чтобы узнать ход реальных исторических событий надо изучить тексты. Если текст исторический, в нем есть указание на время событий, имена людей того времени, повествование о ходе событий, точка зрения  очевидца».

Предметный результат: создание структуры исторического текста как одного из способов изучения прошлого; определение различий исторических описаний разных свидетелей и потомков.

Метапредметный результат: осуществление информационного поиска для решения задач работы с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (текст, карта и др.).

Личностный результат: осознание себя членом общества и государства, чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к её истории.

Содержание урока:

1.Мобилизующий момент

- Ребята, старшеклассники нашей школы делают проект по изучению истории Сибири и просят вас помочь им выбрать текст для включения его в  книгу «О ранней истории Сибири. Поход Ермака в Сибирь».

- Как вы думаете, почему с этой просьбой они обратились именно к вам? (На уроках окружающего мира в 4 классе мы  узнали много  разных  способов изучения прошлого).

 - Какие способы мы знаем?  (Изучение прошлого по находкам,  рисункам, картам).

    2.  Этап личной практической пробы обучающихся (индивидуальная работа).

Ключевое задание:

-Прочитайте тексты и определите, какой текст может войти в книгу «О ранней истории Сибири» (приложение 1).

Обсуждение версий (учитель фиксирует на доске версии детей)

- Поделитесь результатами работы.   (Дети читают и говорят о том, как выбирали текст.)

- Пришли мы  к единому мнению?  (Нет, у нас разные мнения.)

- Почему же  мы не смогли выбрать один текст?  Какой вопрос у вас возникает? (Какие тексты рассказывают о реальных исторических  событиях?)

   3. Этап сорганизованной пробы учебного действия (групповая работа).

- Что вам нужно выяснить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Нам нужны исторические тексты, чтобы увидеть их особенности.)

Поисковое задание:

- Ребята, предлагаю вам ознакомиться с историческими текстами, выявить их признаки, по  которым можно узнать об исторических событиях прошлого и построить модель «Признаки  исторического текста» (приложение 2).

- Как вы думаете, это задание необходимо выполнять в паре, группе или индивидуально?

 


После выполнения групповой работы учитель предлагает соотнести результаты работы групп (модель «Признаки исторического текста») и выявить признаки исторического текста:

 

       - Как мы можем убедиться, что наша модель работает? (Проверить, как работает модель на текстах из  первого задания).

 

- Какой текст подходит для включения в книгу «О ранней истории Сибири. Поход Ермака в Сибирь»? Докажите, применяя модель.

- Как можно ответить на вопрос урока? (Чтобы узнать ход реальных исторических событий надо изучить тексты. Если текст исторический, в нем есть указание на время событий, имена людей того времени, повествование о ходе событий, точка зрения  очевидца).

3. Этап личной  пробы учебного действия  (индивидуальная работа)

Результирующее задание.

- Старшеклассники в своем проекте включают в книгу о Ермаке не только готовые тексты, но и составляют собственные исторические тексты и предлагают вам попробовать себя в роли авторов исторических текстов. Для  работы есть  карты, «отписки», летописи, рисунки и другие исторические документы. 

Попробуйте  составить свой текст о Ермаке для книги, используя материалы и модель «Признаки исторического текста».

4. Рефлексия (на индивидуальных карточках)

 

Оценочный лист

Высказывание

+/-

Я умею строить исторические тексты, учитывая признаки.

 

Мне необходима помощь для того, чтобы   строить исторические тексты, учитывая признаки.

 

Я не умею  строить исторические тексты.

 

 

5. Определение домашнего задания

В зависимости от самооценки обучающихся учитель предлагает  выбрать  домашнее задание (на выбор):

- составить исторические  тексты, опираясь на модель и карту;

- найти исторические тексты о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем;

- прочитать тексты в учебнике стр. 79-86.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание  1. 

Выбери текст, который можно поместить в эту книгу. Обоснуй свой выбор.

Текст 1.

После присоединения к России Поволжья взоры русского царя обратились на Сибирское ханство. Русские купцы вели выгодную торговлю с жителями Сибири, меняя на меха железо, соль, хлеб. Самыми крупными торговцами были купцы Строгановы.

В 1563 году ханским престолом в Сибири овладел Кучум, потомок Чингисхана. Он прекратил посылать ясак Москве и возобновил набеги на русские поселения в Предуралья.

В 1581 году на средства Строгановых для похода в Сибирь против Кучума  был снаряжен отряд казаков. Его возглавил Ермак Тимофеевич. В упорном бою были разгромлены войска Кучума. Казаки вошли в Кашлык – столицу Сибирского ханства. Кучум бежал на юг собирать новое войско.(«История России с древнейших времен до конца хvi века» А.А.Данилов,Л.Г.Косулина)

Текст 2.

Самым легендарным героем из казачьих атаманов ХVI века, бесспорно, является Ермак Тимофеевич, покоривший Сибирь и положивший начало Сибирскому казачьему войску. Когда Ермак появился на свет, доподлинно неизвестно. Возникают вопросы и с происхождением его имени. Некоторые исследователи пытались расшифровать его как Ермолай, Ермишка. Фамилия тоже точно не установлена. В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. ...В одной из летописей приводится описание внешности Ермака - "лицом плоск" и "волосом черен"..

 Ермак умел разбираться в людях, был военным гением. При сборе в поход, с целью покорения Сибири, Ермак показал себя хорошим организатором и предусмотрительным командиром. Ермак также не терпел распущенности, которая могла загубить самое лучшее войско. Сам он  обладал большим военным опытом. Героем легендарного сказания по праву стал Ермак и его дружина. Сибирь жила и дышала легендами о бесстрашном Ермаке – рыцаре. Казаки были искусными, мужественными бойцами, привычными к дальним и трудным походам.(  Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581-1582 гг.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание 2.

Прочитайте тексты. Найдите признаки исторических текстов и запишите их.

Текст 1.

Летом 1584 года собранные Кучумом сибирские князья осадили Кашлык. Отряд Ермака отбил нападение. Вскоре Ермак покинул город и отправился на юг. Не встретив, противник, уставшие казаки расположились в шатрах ,не выставив стражи. Войско Кучума ночью напало на казаков. Отряд Ермака потерпел поражение. Сам Ермак утонул в тяжелых царских доспехах, переплывая Иртыш.

В 1598 году Кучум был окончательно разгромлен  и вскоре погиб.

 На завоеванных землях русские землепроходцы стали строить остроги и города. В конце 16 века в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березово, Нарым и др. В след за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение этого края.(библиотека«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»)

Текст 2.

Из-за Урала из Сибирского ханства на русские поселения стали совершаться  опустошительные набеги. В поход против хана Кучума  отправился отряд волжских казаков  во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Их было около 600 человек. Казаки  двинулись на стругах  вверх по реке Чусовой и Серебрянке.

С большим трудом преодолели по мелким рекам и волокам Уральские горы, там же на Урале и перезимовали. Потом спустились с Урала по рекам. Они разгромили основные силы Сибирского ханства и поздней осенью 1582 г. заняли  его столицу город Кашлык (ныне г. Тобольск) («град Сибирь», как называли его русские). 

 (Н.И.Никитин «Окружающий мир .Е.В.Чудиновой,Е.Н.Букваревой.4кл. часть2»)

 

Категория: Школа РОста | Добавил: tsiganovann
Просмотров: 567 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Погода
Я - Учитель
Поиск
Архив записей