Учебное занятие по русскому языку в 3 классе по теме:
«Зрим в корень» или как мы умеем
проверять орфограммы слабой позиции в корне слова? »
Аннотация
На уроке детско-взрослое сотрудничество направленно на индивидуализацию образовательного процесса. Учащиеся анализировали собственные трудности при работе с орфограммой и строили пути их преодоления (построение инструкции при работе с орфограммой). Самоконтроль обоснованности способа действия при проверке орфограмм слабой позиции в корне слова; самооценка владения способом действия; работа по инструкции - вот основные учебные действия, которые привели к итоговому рассуждению.
Технология: «урок-диалог»
Цель: создать условия для индивидуализации образовательного процесса: определение учащимися собственных трудностей, возникающих при работе с орфограммами слабых позиций гласных в корне и выбора способов их преодоления.
Задачи:
- создать ситуацию успеха и «разрыва» в установлении границ общего способа действия по принципу индивидуальных вкладов, т.к. способ известен, и обсуждаться будут результаты выполнения предметного действия и его доказательства;
- создать условия для развития действий в ситуации «разрыва» и способствовать переходу к самоорганизации детских действий самоконтроля и самооценки;
- создать условия для личной практической пробы и выбора способа работы над орфографическим действием.
Педагогический замысел: итоговое рассуждение ребёнка: «Я умею (не умею, не очень хорошо умею…) проверять орфограммы слабой позиции в корне слова. У меня возникают (не возникают, иногда возникают…) трудности при написании слов с орфограммой слабой позиции (ОСлП) в корне. Я могу (не могу, не очень хорошо могу…) проверять ОСлП при помощи инструкции».
Учебные действия, которые приведут к итоговому рассуждению: самоконтроль обоснованности способадействия при проверке орфограмм слабой позиции в корне слова; самооценка владения способом действия; работа по инструкции.
Средства: Интеллектуально-волевые: диалог, самооценка, самопланирование, обсуждение, самоконтроль. Материальные средства: карточки – задания, интерактивная доска.
Вид деятельности учащихся на занятии: самоконтроль и самооценка.
Вид диалога на занятии: диалог продуктивного понимания.
Планируемые результаты:
личностные
|
метапредметные
|
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
|
- осознание причин появления ошибки и определение способов действий, помогающих предотвратить её в дальнейших работах.
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.
|
Предметные:
|
- умение проверять орфограммы слабой позиции в корне слова по закону русского письма.
|
Ход занятия
- Мобилизующий момент.
Диалог, направленный на создание ситуации успеха:
- Ребята! На уроках русского языка в 3 классе мы узнали о способах проверки ОСлП. Начнём урок с «графического диктанта». Выпишите только букву ОСлП в корне слова.
Гроза – о
Земля – е
Трава – а
Проверка результата (о,е,а).
- Какой вывод вы можете сделать по результатам работы? (Можно сделать вывод о том, что мы умеем проверять ОСлП в корне слова по закону русского письма (ЗРП).
- Этап личной практической пробы.
Ключевое задание и процедура его предъявления:
- Как вы думаете, можете ли вы помочь разобраться в этом вопросе и другим ребятам?
- Маша, ученица 2-го класса приготовила задание для одноклассников. Но сомневается в выборе способа проверки по закону русского письма для данных слов. Сможем ли мы ей помочь?
Задание - карточка(определяет ситуацию «разрыва» в установлении границ общего способа действия по принципу индивидуальных вкладов, т.к. способ известен, и обсуждаться будут результаты выполнения предметного действия и его доказательства)–5 мин.(приложение 1).
Отметь знаком + слова с пропущенной ОСлП гласной в корне, которые можно проверить по закону русского письма.
№
|
Слова
|
Оценка (+)
|
-
|
зв_ринец
|
|
-
|
п_шли
|
|
-
|
пол_са
|
|
-
|
с_лач
|
|
-
|
_гурец
|
|
-
|
цв_тёт
|
|
-
|
волчон_к
|
|
-
|
п_нал
|
|
-
|
он гон_т
|
|
-
|
на иголк_
|
|
-
|
д_ждевой
|
|
После выполнения индивидуальной работы учащиеся предлагают свой вариант решения задания. Обсуждение и оценка версий происходит при помощи знаков согласия и несогласия. Учитель записывает версии (+/-), предложенные детьми, на доске (Презентация MicrosoftOfficePowerPoint - слайд 1-приложение 1). Ребята делают вывод по результатам индивидуальной работы.
Диалог, выводящий на запрос пробы учебного действия:
- Как вы думаете, смогли ли мы помочь Маше, пришли мы к единому мнению? (Нет)
- Почему? (Появились разногласия)
- Итак, по каким словам у нас не разрешены разногласия и почему?
- На какой вопрос предстоит искать ответ? (Как научиться определять слова с ОСлП в корне, которые можно проверить по ЗРП?)
- Что вам нужно, чтобы ответить на поставленный вопрос? (составить инструкцию по способу проверки данных орфограмм).
- Этап сорганизованной пробы учебного действия(способствует развитию действия в ситуации «разрыва» и позволяет перейти к самоорганизации детских действий самоконтроля и самооценки).
Диалог, направленный на выбор эффективного способа работы.
- Как вы думаете, это задание эффективно выполнять в паре, группе или индивидуально? (учащиеся выбирают форму работы.)
Групповая или парная работа - 5 мин.
Презентация результатов работы.
- Я приглашаю представителей групп для защиты и обсуждения работ.
Результатом работы становится единая инструкция по способу проверки данных орфограмм (приложение 2).
- Этап личной пробы учебного действия.
- Как мы можем убедиться, что наша инструкция работает? (проверить с помощью инструкции спорные слова в Машиной работе)
- Что поймёте, если выполните задание?
Индивидуальная проверка спорных слов и коллективная проверка (приложение 3).
5.Этап рефлексии и постановки домашнего задания.
- Проанализируй свой результат и сделай вывод по итогам урока.
Оценивание своей работы, по результатам своей деятельности, используя высказывания (высказывания написаны на оценочном листе, учащиеся выбирают необходимые речевые конструкции для собственного высказывания и относительно собственной деятельности) – приложение 4:
«Я умею (не умею, не очень хорошо умею…) проверять орфограммы слабой позиции в корне слова. У меня возникают (не возникают, иногда возникают…) трудности при написании слов с орфограммой слабой позиции (ОСлП) в корне. Я могу (не могу, не очень хорошо могу…) проверять ОСлП при помощи инструкции».
- Ответили ли мы на вопрос урока?
- Эта инструкция будет работать только для этих слов или для других тоже? Как это проверить? (проверить можно на других словах).
- Какая творческая идея у тебя есть, чтобы испытать себя в домашней работе? (разработать интересные задания; заготовить карточки для тех, кто хочет закрепить умение; придумать слова для Машиного задания…).
- Как вы думаете, почему наше занятие имеет оригинальное название «Зрим в корень» (Презентация MicrosoftOfficePowerPoint - слайд 2- приложение 4).
Учащиеся выдвигают версии по теме и содержанию урока.
Приложение 1.
Задание.
Отметь знаком + слова с пропущенной ОСлП гласной в корне, которые можно проверить по закону русского письма.
№
|
Слова
|
Оценка (+)
|
-
|
зв_ринец
|
|
-
|
п_шли
|
|
-
|
пол_са
|
|
-
|
с_лач
|
|
-
|
_гурец
|
|
-
|
цв_тёт
|
|
-
|
волчон_к
|
|
-
|
п_нал
|
|
-
|
он гон_т
|
|
-
|
на иголк_
|
|
-
|
д_ждевой
|
|
Слайд 1.
Приложение 2.
Инструкция
- Поставь ударение в слове
- Выдели сильные и слабые позиции в слове
- Определи части слова (разбери по составу). Найди корень
- Определи, что слово называет: предмет, действие, признак
- Определи способ проверки (родственное слово, изменением слова, словарь).
Приложение 3.
Задание
Проверь выбранное тобой слово по инструкции
Слово
|
«Шаги» для проверки
|
___________________________________
|
- Поставь ударение в слове.
|
- Выдели сильные и слабые позиции в слове.
|
- Определи части слова (разбери по составу). Найди корень.
|
- Определи, что слово называет: предмет, действие, признак.
|
- Определи способ проверки (родственное слово, изменением слова, словарь).
|
Приложение 4.
Оценочный лист
Оцени собственную деятельность. Выбери и подчеркни необходимые высказывания
Я умею (не умею, не очень хорошо умею…) проверять орфограммы слабой позиции в корне слова.
У меня возникают (не возникают, иногда возникают…) трудности при написании слов с орфограммой слабой позиции (ОСлП) в корне.
Я могу (не могу, не очень хорошо могу…) проверять ОСлП при помощи инструкции.
Слайд 2.
Использованная литература:
- Каминская М.В. Психология профессионализма учителя развивающего образования. – М.: АПК и ППРО, 2008.
- Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. «Русский язык» учебник для 3 класса, М.: Вита-Пресс, 2014.
- Репкин В.В., Восторгова Е.В. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс, М.: Вита-Пресс, 2014.
|