Пятница, 05.03.2024, 3:14 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа РОста

Метод. портфолио
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа РОста

Урок русского языка
03.10.2016, 1:27 PM

Учебное занятие по русскому языку  в 3 классе по теме:

«Зрим в корень» или как мы умеем

проверять орфограммы слабой позиции в корне слова? »

Аннотация

На уроке детско-взрослое сотрудничество направленно на индивидуализацию образовательного процесса. Учащиеся анализировали собственные трудности при работе с орфограммой и строили пути их преодоления (построение инструкции при работе с орфограммой). Самоконтроль обоснованности способа действия при проверке орфограмм слабой позиции в корне слова; самооценка владения способом действия; работа по инструкции - вот основные учебные  действия, которые  привели к итоговому рассуждению.

Технология: «урок-диалог»

Цель: создать условия для индивидуализации образовательного процесса: определение учащимися собственных трудностей, возникающих   при  работе с орфограммами слабых позиций гласных в корне  и выбора способов их преодоления.

Задачи:

  • создать  ситуацию  успеха и «разрыва» в установлении границ общего способа действия по принципу индивидуальных вкладов, т.к. способ известен, и обсуждаться будут результаты выполнения предметного действия и его доказательства;
  • создать условия для  развития действий в ситуации «разрыва» и способствовать переходу к самоорганизации детских действий самоконтроля и самооценки;
  • создать условия для личной практической пробы и выбора способа работы над орфографическим действием.

Педагогический замысел:  итоговое  рассуждение  ребёнка: «Я умею (не умею, не очень хорошо умею…) проверять орфограммы слабой позиции в корне слова. У меня возникают (не возникают, иногда возникают…) трудности  при написании слов с орфограммой слабой позиции (ОСлП) в  корне. Я могу (не могу, не очень хорошо могу…) проверять ОСлП при помощи инструкции».

Учебные  действия, которые  приведут к итоговому рассуждению: самоконтроль обоснованности способадействия при проверке орфограмм слабой позиции в корне слова; самооценка владения способом действия; работа по инструкции.

Средства: Интеллектуально-волевые:  диалог, самооценка, самопланирование, обсуждение, самоконтроль. Материальные средства: карточки – задания, интерактивная доска.

Вид деятельности учащихся на занятии: самоконтроль и самооценка.

Вид диалога  на занятии: диалог продуктивного понимания.

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

- осознание причин появления ошибки и определение способов действий, помогающих предотвратить её в дальнейших работах.

- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.

Предметные:

- умение проверять орфограммы слабой позиции в корне слова по закону русского письма.

Ход занятия

  1. Мобилизующий момент.

Диалог, направленный на создание ситуации успеха:

- Ребята!   На уроках русского языка в 3 классе мы  узнали о способах проверки ОСлП. Начнём урок с «графического диктанта». Выпишите только букву ОСлП в корне слова.

Гроза – о                   

Земля – е

Трава – а

Проверка результата (о,е,а).

- Какой вывод вы можете сделать по результатам работы? (Можно сделать вывод о том, что мы умеем проверять  ОСлП в корне слова по закону русского письма (ЗРП).

  1. Этап личной  практической пробы.

Ключевое задание и процедура его предъявления:

- Как вы думаете, можете ли вы помочь разобраться в этом вопросе и другим ребятам?

- Маша, ученица 2-го класса приготовила задание для одноклассников. Но сомневается в выборе способа проверки по закону русского письма для данных слов. Сможем ли мы ей помочь?

Задание - карточка(определяет ситуацию «разрыва» в установлении границ общего способа действия по принципу индивидуальных вкладов, т.к. способ известен, и обсуждаться будут результаты выполнения предметного действия и его доказательства)5 мин.(приложение 1).

Отметь знаком + слова с пропущенной ОСлП гласной в корне, которые можно проверить по закону русского письма.

Слова

Оценка (+)

  1.  

зв_ринец

 

  1.  

п_шли

 

  1.  

пол_са

 

  1.  

с_лач

 

  1.  

_гурец

 

  1.  

цв_тёт

 

  1.  

волчон_к

 

  1.  

п_нал

 

  1.  

он гон_т

 

  1.  

на иголк_

 

  1.  

д_ждевой

 

После выполнения индивидуальной работы учащиеся  предлагают  свой вариант решения задания. Обсуждение и оценка версий происходит при помощи знаков согласия и несогласия. Учитель записывает версии (+/-), предложенные детьми,  на доске (Презентация MicrosoftOfficePowerPoint - слайд 1-приложение 1). Ребята делают вывод по результатам индивидуальной работы.

Диалог, выводящий на запрос пробы учебного действия:

- Как вы думаете, смогли ли мы помочь Маше, пришли мы  к единому мнению? (Нет)

- Почему? (Появились разногласия)

- Итак, по каким словам у нас не разрешены разногласия и почему?

- На какой вопрос предстоит искать ответ? (Как научиться определять   слова с ОСлП в корне, которые можно проверить по ЗРП?)

- Что вам нужно, чтобы ответить на поставленный вопрос? (составить инструкцию по способу проверки данных орфограмм).

  1. Этап сорганизованной пробы учебного действия(способствует развитию действия в ситуации «разрыва» и позволяет перейти к самоорганизации детских действий самоконтроля и самооценки).

Диалог, направленный на выбор эффективного способа работы.

 - Как вы думаете, это задание эффективно выполнять в паре, группе или индивидуально? (учащиеся выбирают форму работы.)

Групповая или парная работа - 5 мин.

Презентация результатов работы.

- Я приглашаю представителей групп для защиты и обсуждения работ.

Результатом работы становится единая инструкция  по способу проверки данных орфограмм (приложение 2).

  1. Этап личной  пробы учебного действия.

- Как мы можем убедиться, что наша инструкция работает? (проверить с помощью инструкции спорные слова в Машиной работе)

- Что поймёте, если выполните задание?

Индивидуальная проверка спорных слов и коллективная проверка (приложение 3).

5.Этап рефлексии   и постановки домашнего задания.

- Проанализируй свой результат и сделай вывод по итогам урока.

Оценивание своей работы, по результатам своей деятельности, используя высказывания (высказывания написаны на оценочном листе, учащиеся выбирают необходимые речевые конструкции для собственного высказывания и относительно собственной деятельности) – приложение 4:

«Я умею (не умею, не очень хорошо умею…) проверять орфограммы слабой позиции в корне слова. У меня возникают (не возникают, иногда возникают…) трудности  при написании слов с орфограммой слабой позиции (ОСлП) в  корне. Я могу (не могу, не очень хорошо могу…) проверять ОСлП при помощи инструкции».

- Ответили ли мы на вопрос урока?

- Эта инструкция будет работать только для этих слов или для других тоже? Как это проверить? (проверить можно на других словах).

- Какая творческая идея у тебя есть, чтобы испытать себя в домашней работе? (разработать интересные задания; заготовить карточки для тех, кто хочет закрепить умение; придумать  слова для Машиного задания…).

- Как вы думаете, почему наше занятие имеет оригинальное название «Зрим в корень» (Презентация MicrosoftOfficePowerPoint - слайд 2- приложение 4).

Учащиеся выдвигают версии по теме и содержанию урока.

Приложение 1.

Задание.

Отметь знаком + слова с пропущенной ОСлП гласной в корне, которые можно проверить по закону русского письма.

Слова

Оценка (+)

  1.  

зв_ринец

 

  1.    

п_шли

 

  1.  

пол_са

 

  1.  

с_лач

 

  1.  

_гурец

 

  1.  

цв_тёт

 

  1.  

волчон_к

 

  1.  

п_нал

 

  1.  

он гон_т

 

  1.  

на иголк_

 

  1.  

д_ждевой

 

 

Слайд 1.

 

 

Приложение 2.

Инструкция

  1. Поставь ударение в слове
  2. Выдели сильные и слабые позиции в слове
  3. Определи части слова (разбери по составу). Найди корень
  4. Определи, что слово называет: предмет, действие, признак
  5. Определи способ проверки (родственное слово, изменением слова, словарь).

Приложение 3.

Задание

Проверь выбранное тобой слово по инструкции

Слово

«Шаги» для проверки

 

 

 

 

 

  ___________________________________

  1. Поставь ударение в слове.
  1. Выдели сильные и слабые позиции в слове.
  1. Определи части слова (разбери по составу). Найди корень.
  1. Определи, что слово называет: предмет, действие, признак.
  1. Определи способ проверки (родственное слово, изменением слова, словарь).

Приложение 4.

Оценочный лист

Оцени собственную деятельность. Выбери и подчеркни необходимые высказывания

Я умею (не умею, не очень хорошо умею…) проверять орфограммы слабой позиции в корне слова.

У меня возникают (не возникают, иногда возникают…) трудности  при написании слов с орфограммой слабой позиции (ОСлП) в  корне.

Я могу (не могу, не очень хорошо могу…) проверять ОСлП при помощи инструкции.

Слайд 2.

Использованная литература:

  1. Каминская М.В. Психология профессионализма учителя развивающего образования. – М.: АПК и ППРО, 2008.
  2. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. «Русский язык» учебник для  3 класса, М.: Вита-Пресс, 2014.
  3. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс, М.: Вита-Пресс, 2014.
Категория: Школа РОста | Добавил: tsiganovann
Просмотров: 711 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Погода
Я - Учитель
Поиск
Архив записей